Камеры будут ловить тех, кто пользуется телефоном за рулем

0

Специалисты настраивают камеры фотовидеофиксации нарушений на выявление в автоматическом режиме использования водителями мобильного телефона.
Предполагается, что камеры будут выявлять не только моменты, когда водители говорят по мобильнику, но и когда общаются в соцсетях или пишут сообщения.
Эксперты считают, что нынешнее законодательство не позволяет выявлять подобные нарушения с помощью камер, да еще в автоматическом режиме. Якобы даже самые продвинутые технологии не позволят безошибочно установить, что у водителя в руках. А нынешние требования правил и прописанные нормы в Кодексе об административных правонарушениях несколько устарели и не могут применяться на практике.
Использование мобильных телефонов за рулем – частое и опасное явление. Особенно если водитель не разговаривает по нему, а пишет СМС или общается в соцсетях. Немецкие ученые провели эксперимент и установили, что, если водитель пишет на ходу СМС, то его поведение гораздо опаснее, чем у человека, который выпил 200 граммов крепкого алкоголя.
Большинство водителей сталкивались с ситуацией, когда в левом ряду без всякой видимой причины автомобиль едет медленнее потока. Как правило, в нем водитель как раз пишет сообщение или общается по телефону. И это часто создает аварийные ситуации.
Но и в ПДД, и в Кодексе об административных правонарушениях прописано, что запрещено пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Эта норма была принята в 2001 году. С тех пор многое изменилось. И абсолютное большинство телефонов имеет устройство «хендс-фри» в базовой версии. А поэтому любой штраф, оформленный по данным с камер фотовидеофиксации, будет незаконным.
В наше время тяжело найти телефоны, которые не оборудованы системой, позволяющей говорить без использования рук (в частности, это «громкая связь»). Поэтому с точки зрения буквального понимания требований норм, содержащихся в статье 12.36.1 КоАП РФ и п. 2.7 ПДД РФ (в которых ключевой характеристикой состава данного нарушения является необорудование телефона техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук), подавляющее большинство водителей, которые общаются по телефону за рулем, не должны быть привлечены к ответственности в виде штрафа.
Но неточности закона нивелируются трактовкой норм судами. Они указывают, что данное нарушение заключается все-таки в ведении переговоров во время движения на автомобиле по мобильному телефону, который водитель держит в руках, поэтому подавляющее большинство обвинительных постановлений суды оставляют в силе.
Напомним, что с помощью камер автоматической фотовидеофиксации наказывают не нарушителя, а собственника автомобиля. И если превышение скорости можно привязать к автомобилю, то разговор по телефону все-таки требует установления того, кто им пользуется. Например, юридическое лицо – собственник машины – чисто физически не может разговаривать по телефону.
Впрочем, как считают юристы, практика по привлечению юрлиц к ответственности за данное нарушение при помощи средств автоматической фотофиксации будет аналогичной практике по наказанию данных лиц за иные нарушения. Если юридическое лицо не согласно с постановлением, то имеет право подать жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд, доказав, что нарушение совершило иное лицо.
Сам факт такого привлечения юридического лица выглядит нелепо, но предполагается, что оно несет ответственность за то, что граждане, пользующиеся их автомобилями, не соблюдают ПДД, то есть фактически создают опасность для дорожного движения.
Как считает автообозреватель «Вести FM» Игорь Моржаретто, за использование мобильного для разговоров, сидения в соцсетях и месенджерах надо наказывать. Но если водитель использует мобильный телефон как навигатор, он не нарушает правил. И это надо четко прописать.
Если в правилах будет прописано, что запрещено держать телефон в руках, то при выявлении этого нарушения в автоматическом режиме будет чудовищное количество ошибок. Как считает защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов, наказывать будут в основном таксистов, которые пользуются не только навигатором, но и приложениями от агрегаторов. Водители в таком случае будут класть телефон на колени. А это еще опаснее, ведь при взгляде на колени даже краем глаза не будет видно дороги.

Владимир Баршев