Такси в законе

По статистике отдела экономики администрации муниципалитета, жители нашего района пользуются услугами порядка 240 незаконных перевозчиков.

Проблема нелегальных такси неоднократно поднимается на заседаниях краевой комиссии по безопасности дорожного движения, совещаниях муниципальной межведомственной рабочей группы в сфере легковых и таксомоторных перевозок, а также на страницах районной газеты.


Начальник отдела экономики администрации муниципалитета Александр Ерошенко напомнил, что «серые» такси нередко ставят под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Потому для собственной безопасности лучше пользоваться услугами лицензированных перевозчиков.
Сегодня в районе действуют четыре официально зарегистрированных и получивших необходимые документы автоизвозчика. То есть по закону сейчас работают около 20% таксистов.
С начала года во время рейдовых мероприятий межведомственной рабочей группой в сфере легковых и таксомоторных перевозок было зафиксировано 5 нарушений и выписано 9 протоколов по статьям 14.1 и 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях.


По словам Александра Ерошенко, ситуацию может исправить получение таксистами статуса самозанятых. Водитель на своем автомобиле в статусе ИП будет легально зарабатывать больше благодаря невысоким налоговым ставкам. Плюс – им не надо сдавать декларации и применять онлайн-кассу.

ЦИФРА

Почти 2,5 млн граждан, по данным Минэкономразвития, работают на новом специальном налоговом режиме – налоге на профессиональный доход, который по-простому называется самозанятость.

– Чтобы стать самозанятым, таксисту необходимо зарегистрировать ИП и оформить разрешение на деятельность по перевозке пассажиров, – рассказал Александр Ерошенко.

– Если ИП уже есть, то надо просто перейти на новый налоговый режим – НПД. Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода надо зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе в качестве плательщика НПД и затем уведомить ФНС о смене режима налогообложения.


Чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у физлиц есть два пути: открыть ИП на упрощенной системе налогообложения или общей системе налогообложения, оформить лицензию, перейти в самозанятые или зарегистрироваться самозанятым как физлицо, потом подать документы на регистрацию ИП на налог на профессиональный доход и получить лицензию.


Регистрация в качестве плательщика НПД происходит в мобильном приложении «Мой налог».
Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно в налоговой, на сайте ФНС, в МФЦ, через Госуслуги.


Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси выдается на собственную машину или на автомобиль, который используется для работы на основании договора аренды или лизинга с таксопарком или агрегатором.
Заявление подается непосредственно в региональное Министерство транспорта и дорожного хозяйства, в МФЦ либо через Госуслуги.

Кроме заявления, потребуются копии паспорта, свидетельства о регистрации ИП и свидетельства о регистрации транспортного средства (либо договор аренды/лизинга).
Разрешение выдается на машину с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД.
Чтобы получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям. Например, в Краснодарском крае транспорт, используемый в качестве легкового такси, может быть белого или желтого цвета, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

ВАЖНО

Разрешение на перевозку пассажиров действует только на территории того региона, где его выдали. Определить, легально работает таксист или нет, пассажир может на сайте регионального Министерства транспорта, а также с помощью мобильного приложения «Реестр такси».

В России каждый год появляются изменения в законодательстве, которые касаются такси.

В этом году должны вступить в силу:
 —запрет на работу в такси лиц с судимостью, иностранными правами;
 —ограничение работы до 8 часов;
 —дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика
(ОСГОП);
 —ограничение возраста автомобиля до 7 лет;
 —увеличение в 2 раза штрафов для таксистов за нарушение ПДД.

Плюсы для водителей на режиме НПД
 —Низкая налоговая ставка – 4% – при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам.
 —Если дохода не было, налог не начисляется.
 —Освобождение от НДС и НДФЛ.
 —Самостоятельно вести бухгалтерию не нужно. Квитанция для оплаты налога автоматически направляется в приложение «Мой налог».
 —Никаких обязательных страховых взносов. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.
 —Онлайн-кассы не нужны. Требуется только фиксировать в приложении «Мой налог», что вы оказали услугу на определенную сумму, и формировать электронный чек.
 —Декларацию сдавать не надо.
 —Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.
 —Специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД
 —Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.
 —Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии, если не будет страховых взносов.
 —Если намечается расширение деятельности, то с этим возникнут сложности, так как есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и иметь несколько машин.