Преподаватель второй школы Александра Газдалиева помогает школьникам познавать православные истины

0

Основы православной культуры в школе №2 преподает учитель начальных классов Александра Газдалиева. Она же является руководителем методического объединения учителей по этому предмету.

Александра Михайловна также работает в Тихорецкой епархии в отделе по работе с воскресными школами. А в прошлом году она стала лауреатом общественной премии по номинации «Духовное имя Кубани-80», проведенной Краснодарской краевой народно-патриотической общественной организацией, и награждена медалью.

– Сама я из учительской династии, имеющей казачьи корни: моя мама Наталья Алексеевна Ситникова – учитель биологии. От нее я и унаследовала любовь к профессии педагога. И вот уже 28 лет работаю в школе, – рассказывает Александра Газдалиева.

Своя система работы

– Система моей работы по преподаванию основ православной культуры включает в себя несколько разделов, – продолжает Александра Михайловна. –  Первый из них – это «Введение в мир духовности». Главный вопрос, над которым задумываются школьники на этом этапе изучения предмета, – «Почему?». Задавая его, ребята лучше узнают себя: они начинают понимать, что любят, о чем мечтают, знакомятся с культурой общения. И здесь важно, что акцент делается на слове и способности выразить через него свои мысли, свое отношение к миру. Большое внимание уделяю воспитанию чувства заботы о ближнем  и взаимопомощи.

Второй раздел системы – это «Становление человека в мире людей». Школьники задумываются над вопросом: «Как?». Содержание уроков этого раздела я направляю на развитие у детей умения вслушиваться в рассуждения окружающих их людей, искать в них что-то полезное для себя, находить подтверждение своим мыслям, делать соответствующие выводы и обобщения. Дети учатся прислушиваться к мнению окружающих, сотрудничать с другими людьми, находить компромиссы.

В третьем разделе «Становление нравственной личности» главный вопрос – «зачем?». Игровые и творческие задания помогают научить ребят чувствовать и сопереживать.

И четвертый раздел «Мир твоей души» заставляет школьников задуматься над вопросом «Я смогу?». Темы занятий этого раздела учат детей понимать, что агрессивные мысли разрушают гармонию, благополучие, а мысли о любви созидают мир, дружбу и счастье.

Я считаю, что воспитание детей должно быть в комплексе. Тогда это будет иметь результат. Для большей наглядности в своей работе я использую игры. К примеру, в игре «Дружные пальчики» прошу детей показать свои пальчики и представить, что они поссорились и не хотят работать вместе. Дети должны попробовать с помощью одного пальчика застегнуть пуговицу, нарисовать кружок. Затем повторить эти действия с помощью двух, трех и всех пальчиков. Задаю вопрос: «Почему трудно работать, когда одни пальчики не помогают другим?». Дети сами делают вывод, что одному очень трудно справиться со всеми трудностями и заботами.

Творческие идеи – в жизнь

Александра Михайловна использует на уроке и проблемные ситуации, и метод проектов, что позволяет эффективно достигать поставленных целей. То, до чего ученик дошел сам, он усваивает более сознательно, больше ценит, дольше помнит и лучше применяет на практике. Уроки-проекты дают школьникам высокий эмоциональный подъем, заинтересовывают и рождают креативные идеи для следующих проектов. Примером такой работы является проект «Доброе слово».

– Уже много лет остается привлекательной и результативной эффективная форма духовно-нравственного воспитания по авторской программе «Казачок», – продолжает рассказ Александра Газдалиева. – Наша жизнь в школе интересная и активная, творческая. Воспитанию души, уважению к старшим способствует шефство над ветеранами войны и участие в школьных акциях «Ручеек милосердия».

Познают православные истины

К каждому церковному празднику дети вместе с педагогом и родителями изготавливают поделки, рисуют и обязательно беседуют.

– К 22 марта – дню сорока мучеников севостийских, а это еще и птичий день, – рассказывает учитель, – на уроках труда мы с детьми изготовили домики с птичками, каждый ребенок получил булочку в виде жаворонка. Накануне Вербного воскресенья на  уроках изобразительной деятельности рисовали веточки вербы. И обязательно много беседуем о душе.

Александра Газдалиева рассказала о таком случае. Один из школьников высказался, что у него нет души. Тогда педагог спросила о том, всегда ли он говорит правду родителям. Ученик ответил, что однажды получил двойку за невыученный урок и утаил это от родителей. «А было ли тебе спокойно после этого?» – задала вопрос педагог. Школьник признался, что ему было неспокойно, чувство вины не давало уснуть. Александра Михайловна ответила ему: «Так вот это твоя душа беспокоилась, переживала за то, что не сказал правду».

Вот так, на простых наглядных примерах, и помогает педагог познавать  школьникам православные истины: где добро, а где зло, где равнодушие, а где сочувствие, где предательство, а где взаимовыручка и помощь.

– Самое главное – учить детей добродетели, – подвела итог Александра Газдалиева. – Объясняю им, что мимо подлости проходить нельзя. А если кого-то обижают – надо обязательно защитить. Ведь недаром пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Чему научил маленького человека, то и получишь в будущем.

На вопрос о том, чем будут заняты дети перед праздником Пасхи, педагог ответила:

– Обязательно расскажу о пасхальных традициях. Всегда говорю, что жизнь Христа отдана за то, чтобы мы жили и любили друг друга, уважали старших и были милосердны к окружающим.

На уроках будем рисовать куличи и раскрашивать яйца. Непременно пойдем в Свято-Покровский храм, послушаем церковнослужителей – протоиерея Василия Козака и иерея Михаила Сомоша. В традицию у нас вошло забираться на колокольню и звонить в колокола. Так мы выражаем пасхальную радость.

Прощаясь с учителем, я задала классу вопрос: «Для чего вы изучаете такой предмет, как православная культура?». И один из ребят ответил: «Эти уроки нам нужны для души». Ну что ж, лучше, по-моему, и не скажешь.