В семье Ольги Гребенюковой передают эстафету педагогического творчества

0
Ольга Гребенюкова со своей мамой Натальей Новиковой

Письма наших читателей – это бесценный источник информации, в котором находят отражение людские судьбы и события района. Одно из таких писем, затрагивающее несколько поколений, мы получили на днях от нашей подписчицы Ольги Гребенюковой, учителя начальных классов СОШ №2 станицы Тбилисской, которая рассказала нам о своей семье.

Основоположники учительской династии

В крестьянской семье Анисима Лопатина росли три дочери и сын Филипп. Жена Анисима на 38-м году скончалась от тифа, и мать заменила старшая дочь, Евдокия, моя бабушка, которой в то время было 19 лет. Сестры и брат всю жизнь были ей благодарны и звали няней.

Анисим в соответствии с нравами того времени решил, что дочерей учить незачем, а сын Филипп Лопатин положил начало учительской династии, став учителем немецкого языка. Ему довелось участвовать в обороне Сталинграда, Москвы, в битве на Курской дуге. В составе освободителей он дошел до Познани. Демобилизовавшись, окончил факультет иностранного языка в Ростовском учительском институте. С той поры началась его работа на ниве просвещения. Его педагогический стаж – 38 лет. Прожил он 88 лет. Трогательно было видеть, как 25 декабря 2007 года его провожали в последний путь благодарные ученики с букетом из 88 гвоздик – по числу прожитых лет.

Верной спутницей Филиппа Анисимовича была Клавдия, учитель начальной школы. Удивительная атмосфера взаимопонимания и творческого содружества всегда царила в их семье. Вырастили троих детей, отдавали тепло своих сердец многим поколениям детей в сельских школах Красной Поляны и других населенных пунктов. Сегодня ей 91 год, а ее дети трогательно заботятся о матери.

Сестра Филиппа, моя бабушка Евдокия Стешенко (Лопатина), дала зарок поддерживать стремление своих пятерых детей получить образование.

Дочь Нина (Стешенко-Кукель), 1943 года рождения, моя тетя, окончила педучилище в Усть-Лабинске, педагогический институт в Краснодаре. Ее тяга к профессии учителя была так велика, что, поступив в 1964 году в Кубанский государственный институт, она смогла его окончить лишь в 1971 году, когда его уже переименовали в университет. Причина тому – отъезд в Сибирь. Несмотря на долгое отсутствие, она, вернувшись на Родину, смогла восстановиться в вузе и продолжить обучение. Ее трудовой путь длиной в 45 лет прошел в основном в тбилисской школе №6, где она работала учителем русского языка и литературы. И сегодня ее глаза загораются, когда она вспоминает об этом.

Младшая дочь, Наталья (Стешенко-Новикова), моя мама, тоже мечтала о профессии учителя.  Уже в школьные годы ее привлекали предметы гуманитарного цикла, общественная работа. После школы она успела поработать воспитателем в детском саду, руководителем клуба «Малышок» в Доме пионеров станицы Тбилисской. Мечта сбылась в 1974 году, после окончания Армавирского государственного педагогического института. Абсолютное большинство девушек их выпуска с удовольствием посвятили свою жизнь работе в школе. Большую роль в этом сыграл декан филфака, а впоследствии ректор Владимир Тимофеевич Сосновский. Выпускницы ехали по распределению в Дагестан, Чечено-Ингушетию. Их студенческое братство поддерживается и поныне регулярными встречами у памятника учителю в сквере университета.

Две ветви соединились

Наталья Стешенко вместе с красным дипломом получила право свободного трудоустройства. В 1974 году она начала работу в родной школе №2 станицы Тбилисской учителем русского языка и литературы.

В 1975 году она переселилась в Белоруссию, став женой студента физмата Витебского пединститута Александра Новикова, моего отца. Так соединились две ветви педагогической династии Лопатиных и Новиковых.

Ее свекровь, моя бабушка, Людмила Ильинична Новикова, имела образование тифлопедагога и учителя начальных классов. Она проработала в школе для слабовидящих детей в поселке Езерище Витебской области 42 года.

Мой отец, Александр Николаевич Новиков, был учителем математики. Вместе с мамой он работал в школе для слабовидящих детей.

В 1984 году в городе Невель Псковской области, пограничной с поселком Езерище, готовилась к открытию воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Моего отца всегда волновала проблема трудных подростков. Он откликнулся на призыв заняться их перевоспитанием. Надев офицерские погоны, он 20 лет прослужил в системе МВД. Работал воспитателем, начальником отряда, дежурным помощником начальника воспитательно-трудовой колонии, завершив службу в звании майора внутренних войск.

Из другого времени

Стаж работы моей мамы, Натальи Ивановны Новиковой, составляет 45 лет. Она трудилась учителем и в сельской школе Белоруссии, и в школе для слабовидящих детей, и в воспитательно-трудовой колонии, и в родной школе № 2 станицы Тбилисской последние 25 лет.

На территории колонии была школа, которую по-особенному любили бритоголовые мальчишки. Обожженные души, искалеченные судьбы, ожесточенность и отчуждение от мира взрослых… А ведь воспитатели колонии – люди в погонах, «менты» для многих подростков.

Мама вспоминает: «С каким же удовольствием наши воспитанники шли в школу! Редкие из них радовали прочными знаниями и отличались особым прилежанием, но слушателями были благодарными. Многие из них впервые открыли для себя чудесный мир литературы. Мы, учителя, были для них людьми другого мира. Когда я читала страницы «Войны и мира», «Преступления и наказания», меня слушали, затаив дыхание. А спустя время мои ученики говорили: «Вы для нас человек из того времени, века минувшего». А я-то и впрямь не всегда уютно чувствую себя в наше время. И идеалом мужчины остается для меня Андрей Болконский, а женское очарование воплощает княжна Марья. В редкие свидания с родными многие из них просили именно матерей познакомиться со мной».

Пахари доброты

Вот как писали о моих родителях в №3 газеты «Невельский вестник» от 7 января 1992 года: «Они хорошо понимают друг друга, ведь прожили вместе немало лет. Это удивительные люди. Они умеют вести диалог меж собой по всем вопросам жизни спокойно и уверенно. Стараются быть счастливыми, копят душевное богатство».

В 1993 году по семейным обстоятельствам мы вернулись в станицу Тбилисскую.

Школу №2 родители называли домом, где согреваются сердца. Привожу фрагменты из статьи ученицы Ю. Разживиной в районной газете «Прикубанские огни» от 1 июня 2002 года:

«Все можно выдержать: любые испытания, неудачи, трудности, если есть твердая уверенность, что ты делаешь то, что тебе предназначено судьбой, и идешь именно своей дорогой.

Наталья Ивановна – проводник красоты в детские души, и нам, ее ученикам, очень повезло, что она по-настоящему любит свою работу, в каждый урок вкладывает частицу сердца, и благодаря этому мы видим красоту, учимся доброте и любви.

Есть у Альберта Лиханова выражение «пахари доброты». Я думаю, это сказано о Наталье Ивановне. Терпеливо и упорно, день за днем вы сеете в наши души семена доброты, понимания, любви, надеясь, что однажды они дадут всходы. Вы не требуете признания и славы, не рассчитываете на известность. Но ведь давно установлено, что профессия учителя наравне с профессией врача – самая важная и благодарная».

До ухода на заслуженный отдых в 2018 году моя мама вела детей по стране знаний, будучи завучем-инспектором школы № 1 станицы Тбилисской, руководителем методического объединения кафедры «Россияне», классным воспитателем, учителем русского языка и литературы, словесности, руководителем театральной студии в школе №2. Это основные вехи ее педагогического пути. Своей заслуженной наградой она считает благодарных учеников и коллег, их родителей, детей ее учеников.

«Это учитель от Бога», – так говорят о ней коллеги и ребята, которым она преподавала русский язык и литературу. Есть и официальная награда – звание «Почетный работник общего образования». И сегодня она горячо интересуется школьными делами, помогает внукам, следит за судьбами своих учеников.

Гены берут свое

Когда пришло время выбора профессии для меня, я заявила о решении стать учителем. Мама пыталась отговорить меня, я даже занималась на подготовительных курсах и поступила в Новочеркасскую мелиоративную академию.  Но гены берут свое, и в то же лето 1994 года  я стала студенткой Армавирского государственного педагогического института. Иначе и быть не могло. В 1998 году я с отличием, как и моя мама,  окончила институт и исполнила свою заветную мечту, получив диплом учителя начальных классов и дополнительно профессию психолога-менеджера образования.

Мой педагогический стаж – 21 год. Психолог, учитель русского языка, учитель начальных классов. С 1998 года я работаю в СОШ №2 ст. Тбилисской. Становилась победителем и призером конкурсов различной направленности на региональном и муниципальном уровнях,  награждена почетной грамотой председателя Краснодарского краевого профобъединения С. В. Бессараба за многолетний добросовестный труд, активную профсоюзную деятельность (2018 г.), грамотой главы муниципального образования Тбилисский район за высокий профессионализм, мастерство педагога, результативность в работе с учащимися (2017 г.).

 Люблю свою работу, люблю детей, их непосредственность, открытость души. Мое педагогическое кредо: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни: надо любить то, что вы делаете, надо делать то, что вы любите». Я люблю то, что я делаю! Порой чувствую себя птицей феникс, возрождающейся из пепла. Спасибо тебе, школа, что ты даешь силы жить, верить.

Сейчас ко мне подошел сын, ученик 10 класса,  и спросил, чем я занимаюсь. Когда узнал, что пишу о нашей учительской династии, то сказал: «Скоро ты будешь писать и обо мне. Я тоже хочу стать учителем». Может, это действительно у нас в крови – сеять разумное, доброе, вечное, и мой сын станет представителем четвертого поколения нашей педагогической династии.

В моей семье хранят благодарную память о тех, кого уже нет, и передают эстафету педагогического творчества!